В программу игр были включены также выступления артистов, пантомимы, мифологические сцены. Кроме того, взорам зевак представляли необычных, невиданных в Риме зверей: носорогов, гиен, зебр, жирафов, подменяя ристалище зоопарком.
В программу игр были включены также выступления артистов, пантомимы, мифологические сцены. Кроме того, взорам зевак представляли необычных, невиданных в Риме зверей: носорогов, гиен, зебр, жирафов, подменяя ристалище зоопарком.
В 80 году нашей эры, ровно за 19 веков до Московской олимпиады, император Тит освятил Колизей. Празднества длились 100 дней. На арене нового амфитеатра не выжило 5 тысяч зверей. Не говоря уже о гладиаторах.
Громадный каменный амфитеатр начали возводить в Риме во времена правления императора Веспасиана. Закончил же строительство его преемник — Тит. До этого в Риме почти столетие бои гладиаторов можно было смотреть в деревянном амфитеатре, который, очевидно, сгорел во времена Нерона, при знаменитом римском пожаре.
Жалок портрет царя Мидаса. То взял он себя на измор ради россыпи золота, то, не ценя музыку ни на грош, «принял памятное постановление» — осел ослом, даром Что выдуманный. Вот таким он остался в памяти, сопутствуя на страницах овидиевой книги лапифам и кентаврам, Нарциссу и Эху. Разве кто вспомнит, что среди вереницы мифологических персонажей «Метаморфоз» царь Мидас едва ли не единственный «настоящий»?
Среди героев фантастических и легендарных обрел свое место в книге Овидия и Мидас, позорно ославленный мифами, — бывший царь Фригии, страны в Малой Азии. Мидас дважды возникает перед читателями: сначала «имеет златые горы» и теряет их, а затем и вовсе остается... с ушами. Но обо всем по порядку.
В русских народных сказках привычно «мелькает» царь Горох. Мы даже не задумываемся, жил ли когда-либо этот правитель. Во времена Плутарха и Овидия жители Римской империи так же мимоходом могли помянуть другого царя — Мидаса. Имя его вошло в поговорки, стало нарицательным. Его история и сейчас оживляет страницы учебников. Многим читателям памятен царь, выпросивший у богов согласно мифам умение превращать в золото все, чего ни коснется. Когда в золото стали превращаться еда и питье, Мидас отказался от волшебства. А было ли оно? Был ли сам Мидас?
В XX веке неподалеку от тех мест, где мерились силой и ловкостью Дунай Иванович и Настасья-королевична, стали впрямь находить следы существования дев-воительниц. Так, в 1928 году советские ученые сделали сенсационное открытие во время раскопок в местечке Земо-Ахвала на побережье Черного моря.
В позднем Средневековье и особенно в эпоху Возрождения пробуждается интерес к амазонкам. Путешественники того времени открывают для себя страны, где женщины пользовались куда большими свободами, чем жительницы Европы.
Судьба сводит героев картины в больнице, где врачи выносят им смертный приговор. Счет времени их жизней идет на часы. Дальнейшие события в фильме разворачиваются в стремительном темпе. Украв машину с миллионом немецких марок в багажнике, они сбегают из больницы.
Так за строками мифа вновь обнаружились факты. Мы увидели судьбу царя Мидаса, пусть лишь скупо намеченную штрихами. А что мы знаем о его народе?
Фригийцы исчезли во тьме веков... Остались лишь имена — Гордий, Мидас. Долгое время при Одном лишь упоминании слова «Фригия» немедленно — эхом — звучало имя Дарет (или Дарес). Среди фригийцев, участников Троянской войны, он особенно прославился. Вот что сказано о нем у Гомера: «Был в Илионе Дарес, непорочный священник Гефеста, муж богатый и славный». Молва же добавила позднее, что Дарет написал фригийскую, или троянскую, «Илиаду» — так называемую «Историю о разрушении Трои». Средневековый латинский писатель Исидор Севильский так отзывался о нем: «У язычников Дарет Фригийский самым первым издал историю греков и троянцев, которая, как говорят, была им написана на пальмовых листьях. Следующим после Дарета в Греции был Геродот».
Этот античный памятник давно пользуется легендарной славой. Колизей стал визитной карточкой Рима. Трудно найти человека, которому был бы не знаком классический контур Колизея, его громадные, полуобрушенные стены. Каким же был этот колоссальный театр в пору своего триумфа? Совершим путешествие на его арену, пробиваясь сквозь пелену домыслов и мифов.
Раскопки Шлимана, продолжавшиеся с перерывами до 1890 года, пробудили огромный интерес к археологии. В ближайшие десятилетия раскопки начались в других легендарных областях Древнего мира — на Крите, в Вавилоне, Южной Месопотамии, Рухнули рамки классической истории. Их крушением наука обязана Шлиману — этим он во многом заслужил неприязнь и даже ненависть современных ему профессоров.
Но прежде был долгий путь в Трою — он пролегал через Америку и Россию. В 1850 году, в разгар «золотой лихорадки», Шлиман приехал в Калифорнию, где занялся банковским делом, а два года спустя, изрядно разбогатев, переехал в российскую столицу, основав там, как тогда говорили, «свое дело». Вскоре он открыл филиал своего торгового предприятия в Москве.
Эта история началась в 1829 году. Пастор Эрнст Шлиман подарил на Рождество своему сыну Генриху книгу «Всемирная история для детей». Эта книга впоследствии перевернула всю его жизнь.